Мониторинг формирования функциональной грамотности

04.11.2024

Цель проекта: 

Создание Национального инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся.

Задачи проекта:

1. Разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся основной школы.

2. Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся основной школы, включающих в себя:

·         открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов)

·         методические рекомендации для учителей по использованию открытого банка в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров;

·         методическое сопровождение электронной платформы, на которой будет размещен национальный инструментарий для формирования функциональной грамотности.

3. Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов. Обработка результатов апробации.

4. Доработка системы мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части инструментария и технологии проведения.Заказчик: Министерство просвещения Российской Федерации

Разработчики:

Специалисты ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», а также ведущих образовательных организаций высшего образования (Московского педагогического государственного университета, Института образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики») и региональных центров оценки качества образования (Московского центра качества образования, Центра оценки качества образования Красноярского края), издательства «Просвещение», учителя общеобразовательных организаций.


Руководитель проекта - Ковалева Г.С., руководитель Центра оценки качества образования  ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», к.п.н.Хочу такой сайтХочу такой сайт

Особенности мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности (далее МФФГ):

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедренияпроекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей обучающихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2019 году – 5 и 7 классов, в 2020 году – 6,8,9), но с ориентацией на концептуальные подходы (рамки) PISA-2021.

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21века», – функциональной грамотностью обучающихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения обучающихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы учащихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.

За период реализации проекта (2019-2020 годы) разработано более тысячи заданий по различным направлениям функциональной грамотности.

В перспективе:

Разработка учебно-методических материалов для адресной поддержки совершенствования функциональной грамотности:  для обучающихся, демонстрирующих низкий уровень функциональной грамотности

Разработка учебно-методических материалов для повышения уровня функциональной грамотности обучающихся, проявляющих интерес к инновационным областям деятельности

Разработка программы повышения квалификации педагогических работников по функциональной грамотности в режиме онлайн с учетом результатов диагностики их обучающихся.Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования российской системы образования.

Все материалы, которые разработаны и будут в дальнейшем разработаны в ходе мониторинга формирования функциональной грамотности (например, учебно-методические материалы), после доработки по результатам апробации будут открыты для использования в учебном процессе и повышения квалификации учителей, также для дальнейших работ по мониторингу системы образования.

Отчёт по ФГ 2024-2025 уч.г..pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».