ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» И «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики») — это предметная область в четвертом классе, введенная с сентября 2012 года в школах России. Учебный курс ОРКСЭ состоит их шести модулей, четыре модуля — об основах традиционных для России религиозных культур — православия, ислама, буддизма и иудаизма, один модуль об основах светской этики и один об основах мировых религиозных культур в целом. Родители выбирают для образования своего ребенка один из шести модулей.
ОДНКНР («Основы духовно-нравственной культуры народов России») — это предметная область, логическое продолжение ОРКСЭ, обязательный элемент учебного плана российской школы на уровне основного общего образования. Предметная область ОДНКНР в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Обе предметные области соответствуют целям образования, сформулированным в федеральных государственных образовательных стандартах (далее — ФГОС): высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цели предметных областей: обеспечение знаний норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.
Содержание предметов — культуроведческое, обустроенное как постижение младшими и старшими подростками взаимосвязи культуры и религии. Культуры как возделывания себя и мира, пространства поиска смыслов, ценностного поля, в котором существуют люди. Религии как связи, единения верующего с Богом, и веры как образа особой духовной жизни. Методика постижения содержания новых предметов — диалог, обсуждение и понимание, переживание ценностей культуры, знаков и символов мира, жизненного пути человека в пространстве культурного сценария, личной биографии, социальной реальности и истории.
Планируемые результаты освоения предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР
ОРКСЭ:
Основные нормы светской и религиозной морали, понимание их значения в семье и в обществе.
Первоначальные представления о светской этике, религиях, их роли в культуре и истории.
Воспитание свободы совести и вероисповедания, духовных традиций.
ОДНКНР:
Веротерпимость, уважение к религиозным чувствам.
Основные нормы морали, духовные ценности, хранимые в традициях народов России.
Значение нравственности и веры в жизни семьи и общества.
Роль религий в становлении государства.
Главные понятия ОРКСЭ и ОДНКНР
Духовно-нравственная культура — система ценностей человека, позволяющая не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других его членов.
Религиозная культура — система взглядов на мир, ценности, нравственные идеи и правила поведения, особенности обрядов, традиций разных религий.
Светская этика — законы и правила поведения в обществе, взаимоотношений между людьми, независимые от принадлежности к религиозной вере.