16.05.2023
Читательская грамотность на уроках русского
языка и литературы
Что такое уметь читать?
Многим вопрос покажется странным. Чтение – один
из базовых навыков, развитию которого уделяется особое внимание уже в дошкольном
возрасте. Однако знать буквы, складывать их в слова,
соотносить прочитанное слово с образом ещё не значит уметь читать. Ведь любой
текст несёт в себе множество смыслов, которые преломляются опытом, взглядами,
даже настроением читателя. Умение не только понимать значение слов,
грамматическую структуру текста, но и видеть эти смыслы, соотносить их с
имеющимся опытом – это и есть чтение. Грамотное чтение, настоящее. Когда,
смотря в книгу, мы видим именно её, а не то, что упоминается в известной
поговорке.
Читательской грамотности
сейчас уделяется большое внимание. Конечно, особая роль при этом отводится
урокам русского языка и литературы. На них мы учимся извлекать и понимать
информацию, интерпретировать её, осмысливать содержание текста, его форму,
применять полученные знания на практике. Для этого применяются различные приёмы
и методы, с некоторыми из которых
я вас познакомлю.
Встречаясь с текстом
художественной литературы, мы сначала знакомимся с его автором. Обсуждение
биографии, профессии, взглядов творца – это уже первый шаг к пониманию
произведения. А само оно начинается с заглавия. И ученикам предлагается
пофантазировать, что может скрываться за ним. О чём пойдёт речь в рассказе,
который называется именно так?
Само чтение обязательно
происходит с остановками. Комментируем прочитанный отрывок, обсуждаем
историко-культурный фон событий, предполагаем, что произойдёт с героями дальше.
Текст прочитан, теперь
начинается самое интересное. Какие смыслы пытался донести до нас автор? Чтобы
понять это, используется приём «тонкие» и «толстые» вопросы. «Тонкими» мы
называем такие, ответ на которые
можно найти непосредственно в произведении. Эти
вопросы связаны с сюжетом: «кто был?», «что сделал?», «что произошло потом?»,
«что сказал герой?» и так далее. Это первый уровень понимания текста. Но мы
пытаемся понять его ещё глубже и задаём вопросы «толстые». Здесь уже надо
подумать: «зачем герой это сделал?», «почему он поступил именно так?», «какие
чувства должен испытывать герой?», «к чему может привести впоследствии такое
действие?». Уже идёт диалог с текстом, с самим писателем, постепенно мы
раскрываем множество смыслов и приходим к тому
самому «что хотел сказать автор?». Мы видим
идею.
Характеризуя героя
произведения, можно разделить класс на две группы и попросить одну записать все
положительные черты персонажа, а другую – все отрицательные. Затем
разворачивается дискуссия, порой приводящая к неожиданным результатам.
Один из моих любимых
приёмов – синквейн. Так называют своеобразное стихотворение без рифмы,
состоящее из пяти строк и описывающее определённое понятие. Такие стихотворения
ребята составляют сами, ориентируясь на собственные ощущения, ассоциации,
понимание.
Многие приёмы могут быть
использованы на уроках не только литературы, но и русского языка. Например,
чтение с пометками позволяет легко найти признаки текста определённого типа
(описание, повествование, рассуждение). При знакомстве с теоретическим материалом
можно использовать приём «Словарики». Во время самостоятельного ознакомления
ученики подчеркивают карандашом непонятные слова. Затем те ребята, которые не
подчеркнули ни одного слова, помогают классу определить их значение. Часто на уроках я использую такие приёмы, как
восстановление текста с пропущенными словами, вопросники по типу «Верю – не
верю», «Составление кластера», «Лови ошибку» и многие другие.
Так и растут грамотные читатели. Постепенно, маленькими шажками
приближаясь к тому, чтобы выйти за рамки одного урока, увидеть, что мир вокруг
наполнен текстами, а значит смыслами. Множеством смыслов, каждый из который
становится частью опыта. Ведь в конечном итоге обучение чтению необходимо вовсе
не для успеха по предметам «русский язык» и «литература». Оно не обходимо для
успеха в самой жизни!