Положение о наставничестве

ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
МБОУ «Сакская СШ № 3
им.кавалера Ордена Славы
3-х степеней И.И.Морозова»
Протокол № 17 от «31» 08.2022г.

УТВЕРЖДЕНО
приказ МБОУ «Сакская СШ № 3
им.кавалера Ордена Славы
3-х степеней И.И.Морозова»
__________Манжос В.М.
Приказ от «01__» 09. 2022 г. № 348____

ПОЛОЖЕНИЕ
о программе наставничества
в МБОУ « Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней
И.И.Морозова»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о программе наставничества (далее – Положение) в МБОУ
«Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морзова» разработано с
учетом требований следующих правовых и нормативных документов:
•

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

•

распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися»;

•

письма Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении
целевой модели наставничества и методических рекомендаций»;

•

устава МБОУ,

и определяет порядок организации наставничества в МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера
Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морзова»
1.2. Настоящее Положение:
•

определяет цель и задачи наставничества в соответствии с методологией (целевой
моделью) наставничества обучающихся (далее – Целевая модель);

•

устанавливает порядок организации наставнической деятельности;

•

определяет права и обязанности ее участников;

•

определяет требования, предъявляемые к наставникам;

•

устанавливает способы мотивации наставников и кураторов;

•

определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса
реализации наставничества в образовательной организации и его эффективности.

1.3. Участниками программы наставничества в образовательной организации являются:
•

наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного результата, личностного, профессионального, способный и готовый
поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого;

•

наставляемый (лицо, в отношении которого осуществляется наставничество)
– участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его
помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и
профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции;

•

директор школы;

•

куратор наставнической деятельности – сотрудник образовательной организации,
который отвечает за внедрение и организацию программы;

•

родители (законные представители) обучающихся;

•

выпускники;

•

участники бизнес-сообщества, в том числе – работодатели, представители
образовательных организаций, представители региональной власти и органов
местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые
заинтересованы в реализации программ наставничества.

2. Цель и задачи
наставничества

наставничества, планируемые

результаты

программы

2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности
наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации,
через создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а
также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) в их
профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций,
необходимых для выполнения должностных обязанностей.
2.2. Задачами наставничества являются:
•

улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других
сферах деятельности;

•

подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной
ориентации;

•

раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала
обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной
образовательной траектории;

•

обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития
и работы в коллективе;

•

формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать
трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а
также при выполнении должностных обязанностей;

•

ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие
их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять
возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный
уровень;

•

сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при
приеме на работу, закрепление педагогических кадров и создание благоприятных
условий для их профессионального и должностного развития;

•

создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и
профессиональной деятельности, участвующего в наставнической деятельности;

•

выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и
моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности,
инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;

•

формирование открытого и эффективного сообщества , в котором выстроены
доверительные и партнерские отношения между его участниками.

2.3. Планируемые результаты реализации программы наставничества:
•

успешная адаптация, активная социализация обучающегося в новом учебном
коллективе;

•

повышение мотивации к учебе, улучшение образовательных результатов
обучающегося, в том числе через участие в соревнованиях, конкурсах, проектной и
внеурочной деятельности, стажировках;

•

развитие гибких навыков, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной
деятельности;

•

формирование активной гражданской позиции наставляемого;

•

позитивная социальная адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;

•

построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе
взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов,
обеспечение преемственности профессиональной деятельности педагогов.

3. Порядок организации наставнической деятельности
3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения и
Программы наставничества.
3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности
несут директо», куратор наставнической деятельности и наставники в рамках
возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в школе.
3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц,
испытывающих потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций и/или
профессиональных компетенций.
Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного
процесса:
•

обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении наставника;

•

педагогические работники, вновь принятые на работу»;

•

педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.

3.4. Наставниками могут быть:

;

•

учащиеся;

•

выпускники;

•

родители (законные представители) обучающихся

•

педагоги и иные должностные лица образовательной организации;

•

сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих
организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших
готовность принять участие в реализации программы наставничества.

Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в Приложении 1.
3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе на основании заявления
(Приложение 2).
3.6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической
деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы
работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с
наставником и наставляемыми.
3.7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой
наставнической пары (но не более одного календарного года) в зависимости от
планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа
потребности в развитии наставляемого.
В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с
наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может
быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного
продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в
отношении которого осуществляется наставничество.
3.8. Замена наставника производится приказом директора, основанием могут выступать
следующие обстоятельства:
•

прекращение трудовых отношений;

•

психологическая несовместимость наставника и наставляемого;

•

систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;

•

привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;

•

обоснованная просьба наставника
осуществляется наставничество.

или

лица,

в

отношении

которого

При замене наставника период наставничества не меняется.
3.9. Этапы наставнической деятельности в школе осуществляются в соответствии с
Дорожной картой внедрения программы наставничества и включают в себя семь этапов:
•

этап 1. Подготовка условий для запуска программы наставничества;

•

этап 2. Формирование базы наставляемых;

•

этап 3. Формирование базы наставников;

•

этап 4. Отбор/выдвижение наставников;

•

этап 5. Формирование наставнических пар/групп;

•

этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп;

•

этап 7. Завершение внедрения программы наставничества.

3.9.1. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества,
включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической
деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку
предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей
наставничества на ближайший год, исходя из потребностей образовательной организации,
заключение партнерских соглашений с организациями – социальными партнерами,
участвующими в реализации программ наставничества образовательной организации.
3.9.2. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников, и
формируется база данных наставляемых. На данном этапе собираются:
•

согласия на обработку персональных данных от тех участников программы
наставничества в образовательной организации, которые еще не давали такого
согласия;

•

согласия на участие в программе наставничества от будущих участников
наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если
участники – несовершеннолетние.

3.9.3. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы
данных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников
(Приложение 1).
3.9.4. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается база данных наставников,
прошедших выдвижение или предварительный отбор. Выдвижение наставников может
осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников. Предварительный
отбор наставников осуществляется на основе их заявлений (формат заявления представлен
в Приложении 2).
3.9.5. В рамках пятого этапа происходит прикрепление наставников к наставляемым
посредством специальной формы (Приложение 3), формирование наставнических пар
(групп) и разработка индивидуальных планов развития.
3.9.6. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых
по осуществлению мероприятий программы наставничества.
3.9.7. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий,
награждение эффективных участников наставнической деятельности.
3.10. В целях обеспечения открытости реализации программы наставничества на сайте в
разделе «Наставничество» размещается и своевременно обновляется следующая
информация:
•

нормативные правовые документы и локальные акты, регулирующие реализацию
программы наставничества;

•

реестр наставников;

•

перечень социальных партнеров, участвующих
наставничества образовательной организации;

•

анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения программы наставничества;

в

реализации

программы

•

лучшие наставнические практики;

•

шаблоны и формы документов.

4. Права и обязанности куратора
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
•

формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;

•

разработка проекта ежегодной программы наставничества;

•

организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной программы
наставничества;

•

подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность,
и представление их на утверждение директора;

•

оказание своевременной информационной, методической и консультационной
поддержки участникам наставнической деятельности;

•

мониторинг и оценка качества программы наставничества;

•

получение обратной связи от участников программы наставничества и иных
причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка
полученных результатов;

•

анализ, обобщение положительного опыта осуществления
деятельности в школе и участие в его распространении.

наставнической

4.2. Куратор имеет право:
•

запрашивать документы (индивидуальные планы развития, заявления,
представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки)
от участников наставнической деятельности;

•

организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители,
классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.);

•

вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы, сопровождающие
наставническую деятельность;

•

инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности ;

•

принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;

•

вносить на рассмотрение руководству предложения о поощрении участников
наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар;

•

на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества.

4.3. Контроль за деятельностью куратора возлагается на заместителя директора
по учебно-воспитательной работе.
5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник обязан:

•

помогать разрабатывать индивидуальный план развития наставляемого,
своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его
выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных
мероприятий;

•

в соответствии с программой наставничества лично встречаться с наставляемым для
осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения и (при
необходимости) коррекции индивидуального плана развития, выбора методов
наставнической деятельности;

•

выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого
в рамках мероприятий индивидуального плана развития;

•

передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным
приемам и современным методам работы или поведения, в том числе оказывать
наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных
ситуациях;

•

своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого;

•

личным примером развивать положительные качества наставляемого, при
необходимости корректировать его поведение;

•

принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в , в том числе в
рамках «Школы наставников»;

•

в случае если он не является сотрудником школы, предоставить справки об
отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для
осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся.

5.2. Наставник имеет право:
•

привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией
программы наставничества;

•

участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в том числе с
деятельностью наставляемого;

•

выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности
выполнения заданий, проектов, определенных индивидуальным планом развития;

•

требовать выполнения наставляемым индивидуального плана развития;

•

в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы
наставничества «Учитель – учитель») и иных оценочных или конкурсных
мероприятиях;

•

принимать участие в оценке качества программы наставничества;

•

обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в
документацию и инструменты осуществления программы наставничества; за
организационно-методической поддержкой;

•

обращаться к директору школы с мотивированным заявлением о сложении
обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного

выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
мероприятий индивидуального плана развития.
6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый обязан:
•

выполнять задания, определенные в индивидуальном плане развития, в
установленные сроки и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные
с выполнением индивидуального плана развития;

•

совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять
допущенные ошибки;

•

выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
индивидуального плана развития, учиться у него практическому решению
поставленных задач, формировать поведенческие навыки;

•

отчитываться перед наставником в части выполнения касающихся его мероприятий
индивидуального плана развития;

•

сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных
пунктов индивидуального плана развития;

•

проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к
учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;

•

принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых
осуществляется наставничество, в соответствии с программой наставничества.

6.2. Наставляемый имеет право:
•

пользоваться имеющейся в нормативной, информационно-аналитической и учебнометодической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими
реализацию индивидуального плана развития;

•

в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по
вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию;

•

принимать участие в оценке качества программы наставничества;

•

при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической
деятельности в школе.

7. Мониторинг и оценка результатов реализации программ наставничества
7.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества включает сбор, обработку,
хранение и использование информации о программе наставничества и/или отдельных ее
элементах.
7.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: •
•

оценка качества процесса реализации программы наставничества;

•

оценка влияния программ на всех участников.

7.3. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой
программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар
или групп «наставник – наставляемый».
Результатом мониторинга является аналитика реализуемой программы наставничества,
которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и
количественных показателей социального и профессионального благополучия,
расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы
наставничества.
7.4. На втором этапе мониторинга оцениваются:
•

мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы
наставничества;

•

развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в
образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися
образовательных программ;

•

динамика образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных,
интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.

Этап включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу
наставничества, а второй – по итогам прохождения программы.
Результатом данного этапа мониторинга являются оценка и динамика:
•

развития гибких навыков участников программы;

•

уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и
профессионального образования;

•

качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ;

•

степени включенности обучающихся в образовательные процессы организации;

•

качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы,
удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью, а
также описание психологического климата в школе.

7.5. Мониторинг проводится куратором два раза за период наставничества: промежуточный
и итоговый.
8. Мотивация участников наставнической деятельности
8.1. Участники системы наставничества в школе, показавшие высокие результаты, могут
быть представлены решением руководителя школы к следующим видам поощрений:
•

публичное признание значимости их работы – объявление благодарности,
награждение почетной грамотой и др.;

•

размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении,
документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах школы в
социальных сетях;

•

благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся;

•

обучение в рамках образовательных
показавшими высокие результаты.

программ,

выбранных

участниками,

8.2. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении
аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат.
8.3. Руководство вправе применять иные методы нематериальной и материальной
мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его
эффективности.

Приложение 1
к Положению о программе наставничества,
Критерии отбора/выдвижения наставников
Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий
наставников являются:
•

наличие личного желания стать наставником;

•

авторитетность в среде коллег и обучающихся;

•

высокий уровень развития ключевых компетенций: способность развивать других,
способность выстраивать отношения с окружающими, ответственность,
нацеленность на результат, умение мотивировать и вдохновлять других,
способность к собственному профессиональному и личностному развитию.

Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже:
Форма наставничества Критерии
Форма наставничества Критерии
«Ученик – ученик»

«Учитель – учитель»

•

активный обучающийся уровня среднего общего
образования,
обладающий
лидерскими
и
организаторскими качествами, нетривиальностью
мышления,
демонстрирующий
высокие
образовательные результаты;

•

победитель школьных и региональных олимпиад и
соревнований;

•

лидер класса (группы) или параллели, принимающий
активное участие в жизни образовательной организации
(конкурсы, театральные постановки, общественная
деятельность, внеурочная деятельность);

•

возможный участник всероссийских детско-юношеских
организаций или объединений

•

опытный педагог, имеющий профессиональные успехи
(победитель различных профессиональных конкурсов,
автор учебных пособий и материалов, участник или
ведущий вебинаров и семинаров);

•

педагог, склонный к активной общественной работе,
лояльный участник педагогического и/или школьного
сообщества образовательной организации;

Форма наставничества Критерии
Форма наставничества Критерии

«Студент – ученик»

•

обладает
лидерскими,
организационными
и
коммуникативными навыками, хорошо развитой
эмпатией

•

ответственный, социально активный студент с
выраженной гражданской и ценностной позицией,
мотивированный
к
самосовершенствованию
и
преобразованию окружающей среды;

•

участник образовательных, спортивных, творческих
проектов;

•

увлекающийся
и
способный
передать
«творческую энергию» и интересы другим;

•

образец для подражания в плане межличностных
отношений,
личной
самоорганизации
и
профессиональной компетентности

свою

Приложение 2
к Положению о программе наставничества,

Форма заявления кандидата в наставники
Директору
____________________________________________
____________________________________________
(полные Ф. И. О. и должность кандидата в наставники)

Прошу считать меня участвующим(ей) в отборе наставников в Программу
наставничества МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней
И.И.Морозова» на 2022/23 учебный год.
Контакты кандидата: тел. __________________ E-mail: _________________
К заявлению прилагаю:
1. Согласие родителей
обучающихся).

(законных представителей) (для наставников из

числа

С Положением о программе наставничества МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена
Славы 3-х степеней И.И.Морозова» ознакомлен(а).
Дата написания заявления «____» _____________ 20__ г.
Подпись ______________________

Расшифровка подписи ________________________

Подтверждаю свое согласие на обработку своих персональных данных в порядке,
установленном законодательством РФ, «____» _____________ 20__ г.
Подпись ______________________ Расшифровка подписи ________________________

Приложение 3
к Положению о программе наставничества,

Примерная форма прикрепления наставника к наставляемому
Потенциальные участники программы:
Наставник: _______________________________________________
Наставляемый: ____________________________________________
Родитель/законный представитель: ______________________________________________
Критерии подбора:
Предпочтения наставника, наставляемого и/или родителя/законного представителя:
•

одинаковый пол;

•

общие интересы;

•

совместимость графиков;

•

близость мест проживания;

•

схожесть черт личности;

•

другие
причины
_______________________________________________

совместимости:

Вопросы, вызывающие обеспокоенность: ______________________________________
Комментарии:
___________________________________________________________________
Решение о прикреплении: _______________________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».