ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» Протокол № 17 от «31» 08.2022г. УТВЕРЖДЕНО приказ МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» __________Манжос В.М. Приказ от «01__» 09. 2022 г. № 348____ ПОЛОЖЕНИЕ о программе наставничества в МБОУ « Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о программе наставничества (далее – Положение) в МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морзова» разработано с учетом требований следующих правовых и нормативных документов: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; • письма Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»; • устава МБОУ, и определяет порядок организации наставничества в МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морзова» 1.2. Настоящее Положение: • определяет цель и задачи наставничества в соответствии с методологией (целевой моделью) наставничества обучающихся (далее – Целевая модель); • устанавливает порядок организации наставнической деятельности; • определяет права и обязанности ее участников; • определяет требования, предъявляемые к наставникам; • устанавливает способы мотивации наставников и кураторов; • определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса реализации наставничества в образовательной организации и его эффективности. 1.3. Участниками программы наставничества в образовательной организации являются: • наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного, профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого; • наставляемый (лицо, в отношении которого осуществляется наставничество) – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции; • директор школы; • куратор наставнической деятельности – сотрудник образовательной организации, который отвечает за внедрение и организацию программы; • родители (законные представители) обучающихся; • выпускники; • участники бизнес-сообщества, в том числе – работодатели, представители образовательных организаций, представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. 2. Цель и задачи наставничества наставничества, планируемые результаты программы 2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. 2.2. Задачами наставничества являются: • улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности; • подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации; • раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории; • обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; • формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей; • ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; • сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития; • создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующего в наставнической деятельности; • выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию; • формирование открытого и эффективного сообщества , в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками. 2.3. Планируемые результаты реализации программы наставничества: • успешная адаптация, активная социализация обучающегося в новом учебном коллективе; • повышение мотивации к учебе, улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в соревнованиях, конкурсах, проектной и внеурочной деятельности, стажировках; • развитие гибких навыков, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной деятельности; • формирование активной гражданской позиции наставляемого; • позитивная социальная адаптация педагога в новом педагогическом коллективе; • построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов, обеспечение преемственности профессиональной деятельности педагогов. 3. Порядок организации наставнической деятельности 3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения и Программы наставничества. 3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несут директо», куратор наставнической деятельности и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в школе. 3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций и/или профессиональных компетенций. Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса: • обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении наставника; • педагогические работники, вновь принятые на работу»; • педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника. 3.4. Наставниками могут быть: ; • учащиеся; • выпускники; • родители (законные представители) обучающихся • педагоги и иные должностные лица образовательной организации; • сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации программы наставничества. Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в Приложении 1. 3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе на основании заявления (Приложение 2). 3.6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми. 3.7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более одного календарного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 3.8. Замена наставника производится приказом директора, основанием могут выступать следующие обстоятельства: • прекращение трудовых отношений; • психологическая несовместимость наставника и наставляемого; • систематическое неисполнение наставником своих обязанностей; • привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; • обоснованная просьба наставника осуществляется наставничество. или лица, в отношении которого При замене наставника период наставничества не меняется. 3.9. Этапы наставнической деятельности в школе осуществляются в соответствии с Дорожной картой внедрения программы наставничества и включают в себя семь этапов: • этап 1. Подготовка условий для запуска программы наставничества; • этап 2. Формирование базы наставляемых; • этап 3. Формирование базы наставников; • этап 4. Отбор/выдвижение наставников; • этап 5. Формирование наставнических пар/групп; • этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп; • этап 7. Завершение внедрения программы наставничества. 3.9.1. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества, включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год, исходя из потребностей образовательной организации, заключение партнерских соглашений с организациями – социальными партнерами, участвующими в реализации программ наставничества образовательной организации. 3.9.2. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников, и формируется база данных наставляемых. На данном этапе собираются: • согласия на обработку персональных данных от тех участников программы наставничества в образовательной организации, которые еще не давали такого согласия; • согласия на участие в программе наставничества от будущих участников наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если участники – несовершеннолетние. 3.9.3. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы данных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников (Приложение 1). 3.9.4. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается база данных наставников, прошедших выдвижение или предварительный отбор. Выдвижение наставников может осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников. Предварительный отбор наставников осуществляется на основе их заявлений (формат заявления представлен в Приложении 2). 3.9.5. В рамках пятого этапа происходит прикрепление наставников к наставляемым посредством специальной формы (Приложение 3), формирование наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов развития. 3.9.6. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий программы наставничества. 3.9.7. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности. 3.10. В целях обеспечения открытости реализации программы наставничества на сайте в разделе «Наставничество» размещается и своевременно обновляется следующая информация: • нормативные правовые документы и локальные акты, регулирующие реализацию программы наставничества; • реестр наставников; • перечень социальных партнеров, участвующих наставничества образовательной организации; • анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения программы наставничества; в реализации программы • лучшие наставнические практики; • шаблоны и формы документов. 4. Права и обязанности куратора 4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности: • формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; • разработка проекта ежегодной программы наставничества; • организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной программы наставничества; • подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность, и представление их на утверждение директора; • оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; • мониторинг и оценка качества программы наставничества; • получение обратной связи от участников программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; • анализ, обобщение положительного опыта осуществления деятельности в школе и участие в его распространении. наставнической 4.2. Куратор имеет право: • запрашивать документы (индивидуальные планы развития, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности; • организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.); • вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы, сопровождающие наставническую деятельность; • инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности ; • принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; • вносить на рассмотрение руководству предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар; • на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества. 4.3. Контроль за деятельностью куратора возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 5. Права и обязанности наставника 5.1. Наставник обязан: • помогать разрабатывать индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий; • в соответствии с программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения и (при необходимости) коррекции индивидуального плана развития, выбора методов наставнической деятельности; • выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий индивидуального плана развития; • передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в том числе оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях; • своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого; • личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости корректировать его поведение; • принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в , в том числе в рамках «Школы наставников»; • в случае если он не является сотрудником школы, предоставить справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся. 5.2. Наставник имеет право: • привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией программы наставничества; • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в том числе с деятельностью наставляемого; • выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных индивидуальным планом развития; • требовать выполнения наставляемым индивидуального плана развития; • в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы наставничества «Учитель – учитель») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях; • принимать участие в оценке качества программы наставничества; • обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления программы наставничества; за организационно-методической поддержкой; • обращаться к директору школы с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития. 6. Права и обязанности наставляемого 6.1. Наставляемый обязан: • выполнять задания, определенные в индивидуальном плане развития, в установленные сроки и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением индивидуального плана развития; • совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки; • выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением индивидуального плана развития, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; • отчитываться перед наставником в части выполнения касающихся его мероприятий индивидуального плана развития; • сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов индивидуального плана развития; • проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества; • принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с программой наставничества. 6.2. Наставляемый имеет право: • пользоваться имеющейся в нормативной, информационно-аналитической и учебнометодической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию индивидуального плана развития; • в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию; • принимать участие в оценке качества программы наставничества; • при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в школе. 7. Мониторинг и оценка результатов реализации программ наставничества 7.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества включает сбор, обработку, хранение и использование информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 7.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: • • оценка качества процесса реализации программы наставничества; • оценка влияния программ на всех участников. 7.3. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп «наставник – наставляемый». Результатом мониторинга является аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества. 7.4. На втором этапе мониторинга оцениваются: • мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества; • развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ; • динамика образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников. Этап включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй – по итогам прохождения программы. Результатом данного этапа мониторинга являются оценка и динамика: • развития гибких навыков участников программы; • уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и профессионального образования; • качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ; • степени включенности обучающихся в образовательные процессы организации; • качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы, удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью, а также описание психологического климата в школе. 7.5. Мониторинг проводится куратором два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 8. Мотивация участников наставнической деятельности 8.1. Участники системы наставничества в школе, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя школы к следующим видам поощрений: • публичное признание значимости их работы – объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.; • размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах школы в социальных сетях; • благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся; • обучение в рамках образовательных показавшими высокие результаты. программ, выбранных участниками, 8.2. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат. 8.3. Руководство вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности. Приложение 1 к Положению о программе наставничества, Критерии отбора/выдвижения наставников Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников являются: • наличие личного желания стать наставником; • авторитетность в среде коллег и обучающихся; • высокий уровень развития ключевых компетенций: способность развивать других, способность выстраивать отношения с окружающими, ответственность, нацеленность на результат, умение мотивировать и вдохновлять других, способность к собственному профессиональному и личностному развитию. Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже: Форма наставничества Критерии Форма наставничества Критерии «Ученик – ученик» «Учитель – учитель» • активный обучающийся уровня среднего общего образования, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты; • победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований; • лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в жизни образовательной организации (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность); • возможный участник всероссийских детско-юношеских организаций или объединений • опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров); • педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или школьного сообщества образовательной организации; Форма наставничества Критерии Форма наставничества Критерии «Студент – ученик» • обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией • ответственный, социально активный студент с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды; • участник образовательных, спортивных, творческих проектов; • увлекающийся и способный передать «творческую энергию» и интересы другим; • образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности свою Приложение 2 к Положению о программе наставничества, Форма заявления кандидата в наставники Директору ____________________________________________ ____________________________________________ (полные Ф. И. О. и должность кандидата в наставники) Прошу считать меня участвующим(ей) в отборе наставников в Программу наставничества МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» на 2022/23 учебный год. Контакты кандидата: тел. __________________ E-mail: _________________ К заявлению прилагаю: 1. Согласие родителей обучающихся). (законных представителей) (для наставников из числа С Положением о программе наставничества МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» ознакомлен(а). Дата написания заявления «____» _____________ 20__ г. Подпись ______________________ Расшифровка подписи ________________________ Подтверждаю свое согласие на обработку своих персональных данных в порядке, установленном законодательством РФ, «____» _____________ 20__ г. Подпись ______________________ Расшифровка подписи ________________________ Приложение 3 к Положению о программе наставничества, Примерная форма прикрепления наставника к наставляемому Потенциальные участники программы: Наставник: _______________________________________________ Наставляемый: ____________________________________________ Родитель/законный представитель: ______________________________________________ Критерии подбора: Предпочтения наставника, наставляемого и/или родителя/законного представителя: • одинаковый пол; • общие интересы; • совместимость графиков; • близость мест проживания; • схожесть черт личности; • другие причины _______________________________________________ совместимости: Вопросы, вызывающие обеспокоенность: ______________________________________ Комментарии: ___________________________________________________________________ Решение о прикреплении: _______________________________________________________