ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» Протокол № 19 от «30» 11. 2022г. УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» приказ от «30» 11. 2022 г. № 618/1 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке обучения по индивидуальному учебному плану в МБОУ «Сакская СШ № 3 им. кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» 1 I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану в МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» (далее – Положение) разработано в соответствии с: − Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), − приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; − Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с действующими изменениями и дополнениями); − Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с действующими изменениями и дополнениями); − Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с действующими изменениями и дополнениями); − Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО-2021); − Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО-2021); а также Уставом МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» (далее – ОУ) и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок обучения по индивидуальному плану в школе, определяет требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, регламентирует контроль исполнения и порядок управления реализацией индивидуального учебного плана, а также регулирует финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение. 1.3. Индивидуальный учебный план (далее – ИУП) может быть предоставлен любому обучающемуся ОУ независимо от класса обучения. Обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы, в том числе адаптированной, в порядке, установленном локальными нормативными актами ОУ. 1.4. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п.23 ст.2 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»). 1.5. Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения. 1.6. Получение общего образования по ИУП осуществляется в сроки, установленные федеральными государственными образовательными стандартами, но могут быть изменены ОУ с учетом особенностей, образовательных потребностей и интересам конкретного обучающегося. Для обучающихся, которые осваивают программы по ФГОС НОО-2021 и ФГОС ООО-2021, срок получения общего образования по ИУП может быть сокращен. 1.7. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, 2 введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны. II. Порядок обучения по индивидуальному учебному плану 2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана организации, осуществляющей образовательную деятельность и в соответствии со спецификой и возможностями школы (ФГОС, п.18.3.1). 2.2. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 2.3. В заявлении должен быть указан срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углублѐнное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.). 2.4. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются в течение учебного года до 15 мая. 2.5. Индивидуальные учебные планы могут быть предоставлены, прежде всего, одаренным детям и детям с ограниченными возможностями здоровья. 2.6. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования (ч.9 ст.58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 2.7. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом директора ОУ. 2.8. Индивидуальный учебный план утверждается решением Педагогического совета организации, осуществляющей образовательную деятельность. 2.9. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается с начала учебного года и ведѐтся по расписанию занятий в соответствии с учетом максимально допустимой учебной нагрузки. 2.10. Максимальная учебная нагрузка обучающегося по индивидуальному учебному плану должна соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, санитарных норм и правил. С этой целью индивидуальный учебный план может сочетать различные формы получения образования и формы обучения. 2.11. Индивидуальный учебный план составляет заместитель директора по учебновоспитательной работе и утверждает директор ОУ. 2.12. Утвержденный индивидуальный учебный план и расписание занятий по индивидуальному учебному плану доводятся до сведения обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под подпись. 2.13. При построении индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, иных компонентов, входящих в учебный план ОУ. 2.14. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся (п.22 ст.2 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»). 2.15. Обучение по индивидуальному плану может быть организовано в отдельных классах (группах) школы, наполняемость которых устанавливается в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. 2.16. Реализация индивидуальных учебных планов на уровнях начального и основного общего образования сопровождается тьюторской поддержкой, на уровне среднего общего образования – классного руководителя. 3 2.17. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (п.1 ч.1. ст.43 ФЗ-273 «Об образовании вРоссийской Федерации»). 2.18. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с настоящим Положением, в том числе через информационные системы общего пользования, осуществляется при приеме детей в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. 2.19. Обучение по индивидуальному плану может быть организовано в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения практических и лабораторных занятий и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. 2.20. Лицу, обучающемуся по индивидуальному плану, предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда образовательной организации, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в ОУ в порядке, определенном ОУ и закрепленном в его Уставе. 2.21. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) индивидуального учебного плана проводятся в рамках часов, отведенных на соответствующие предметы, курсы, дисциплины (модули). Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся устанавливается в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по индивидуальному учебному плану фиксируются в классном журнале. 2.22. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный план (ч. 6 ст.59 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»). Государственная итоговая аттестация обучающихся по индивидуальному учебному плану проводится в формах и в порядке, предусмотренных законодательством. III. Требования к образования индивидуальному учебному плану начального общего 3.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обеспечивает развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно- технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационнокоммуникационными технологиями (далее - ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов. 3.2. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования предусматривает: − учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; − учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. 3.3. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули): − Русский язык и литературное чтение (Русский язык, Литературное чтение); − Родной язык и литературное чтение на родном языке (Родной язык и (или) государственный язык республики российской федерации, Литературное чтение на родном языке); − Иностранный язык (Иностранный язык); 4 − Математика и информатика (Математика); − Обществознание и естествознание («Окружающий мир») (Окружающий мир); − Основы религиозных культур и светской этики (Основы религиозных культур и светской этики: «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики»); − Искусство (Изобразительное искусство, Музыка); − Технология (Технология); − Физическая культура (Физическая культура). 3.4. Для обучающихся, которые осваивают программы по ФГОС НОО-2021, изучениеродного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков Республики Крым осуществляется при наличии возможностей школы и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 3.5. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики» осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 3.6. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов (для обучающихся, которые осваивают программы по ФГОС НОО-2021 не может составлять менее 2954 часов и более 3190 часов). 3.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования составляет не более четырех лет. Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок получения основного общего образования может быть сокращен. 3.8. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общегообразования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). IV. Требования к образования индивидуальному учебному плану основного общего 4.1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения предпрофессиональных знаний и представлений, направленных на осуществление осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или) направленности. 4.2. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего образования индивидуальный учебный план может предусматривать: − увеличение учебных часов, отведѐнных на изучение отдельных предметов обязательной части; − введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательной деятельности, в том числе этнокультурные; − организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. 4.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: − Русский язык и литература (Русский язык, Литература); − Родной язык и родная литература (Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации, Родная литература); − Иностранные языки (Иностранный язык, второй иностранный язык); − Математика и информатика (Математика, (Алгебра, Геометрия согласно ФГОС ООО), Информатика); − Общественно-научные предметы (История, Обществознание, География); 5 − Естественнонаучные предметы (Физика, Биология, Химия); − Основы духовно-нравственной культуры народов России; − Искусство (Изобразительное искусство, Музыка); − Технология (Технология); − Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности). 4.4. Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и информатика» включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы по индивидуальному плану основного общего образования по учебному предмету «Математика» в рамках государственной итоговой аттестации включает результаты освоения рабочих программ учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». 4.5. Учебный предмет «История» предметной области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». 4.6. Для обучающихся, которые осваивают программы по ФГОС ООО-2021, изучениеродного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков Республики Крым, а также изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого ОУ, осуществляется при наличии возможностей школы и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 4.7. При изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого школой. 4.8. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов (для обучающихся, которые осваивают программы по ФГОС ООО-2021 не может составлять менее 5058 часов и более 5549 часов). 4.9. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более 5 лет. Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебнымпланам, срок получения основного общего образования может быть сокращен. 4.10. Для обучающихся с ОВЗ при обучении по адаптированным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но не более чем до 6 лет. V. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования 5.1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные предметы «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире», «Экология», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся и обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный), при наличии необходимых условий профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда. 5.2. Согласно ФГОС СОО, индивидуальный учебный план обучающегося должен содержать 11(12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебногопредмета из каждой предметной области. 5.3. Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками. 5.4. Обязательными для включения в индивидуальный учебный являются учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или 6 «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия». Остальные учебные предметы включаются в индивидуальный учебный план по выбору. 5.5. При профильном обучении индивидуальный учебный план должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. 5.6. В индивидуальном учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). 5.7. Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов ине более 2590 часов (не более 37 часов в неделю). 5.8. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования – 2 года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы среднего общего образования составляет не более 1 года. VI. Контроль исполнения и порядок управления реализацией индивидуального учебного плана 6.1. ОУ осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися, перешедшими на обучение по индивидуальному плану. 6.2. В компетенцию администрации ОУ входит: − разработка настоящего Положения о порядке обучения по индивидуальному учебномуплану; − обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных программи контроль их выполнения; − контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещения занятий обучающимися, ведения журнала учета обучения по индивидуальному учебному плану. 6.3. При организации обучения по индивидуальному учебному плану ОУ имеет следующие документы: − заявление родителей (законных представителей) обучающихся; − решение Педагогического совета ОУ; − приказ директора ОУ о переводе обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану; − расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) образовательных организаций и утвержденное директором ОУ; − журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану. VII. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение 7.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы ОУ в соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. 7.2. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности. VIII. Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, рассматривается на Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора ОУ. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются вписьменной 7 форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 8.1. настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов иразделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 8