СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» Протокол № 3_ от «12» 04 2022__г. УТВЕРЖДЕНО приказ МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» от «12»04 2022г. № 150/1 ПОЛОЖЕНИЕ о языке (языках) обучения в МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение о языках в МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» (далее - ОУ) разработано в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 г. № 1807-1 (редакция от 12.03.2014 г.), Законом Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 06.07.2015 №31-ЗРК/2015, Конституцией Республики Крым,ст.10,ст.19 ч.2, Перечня поручений Президента Российской Федерации от 28.08.2017 г № ПР-1710 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям 20.07.2017 г. 1.2. Настоящее Положение разработано с целью соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования в части определения языка образования и языка изучения, а также выбора изучения родного языка в ОУ. 1.3. В ОУ образовательная деятельность осуществляется на русском языке, если настоящим Положением не установлено иное. 1.4. Преподавание осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом НОО, ООО, СОО. 1.5. Для недопущения нарушений права граждан в части определения языка образования и языка изучения ОУ обеспечивает систематическое информирование родителей (законных представителей) обучающихся с целью свободного, добровольного выбора ими языка преподавания и изучения государственных (русского, крымскотатарского, украинского) языков Республики Крым, а также изучения родного языка из числа народов Российской Федерации. 1.6. Организация выбора языка преподавания и изучения в предусматривает участие Управляющего совета. Результаты зафиксированы заявлениями родителей. 1.7. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми участниками образовательного процесса. 2. ЯЗЫК ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации. 1.2. Документооборот в образовательной организации осуществляется на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Документы об образовании оформляются на государственном языке Российской Федерации — русском языке. 1.3. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют в образовательную организацию на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. 1.4. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства получают образование в образовательной организации на русском языке по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. 1.5. ОУ обеспечивает открытость и доступность информации о языке образования и порядке организации изучения родных языков. 3. ЯЗЫК (ЯЗЫКИ) ОБУЧЕНИЯ 3.1. Образовательная деятельность в школе осуществляется на русском языке. 3.2. В школе введено преподавание и изучение родного языка из числа государственных языков (русского, крымскотатарского, украинского) Республики Крым. 3.3. Выбор изучаемого языка по предметам «Родной язык» , «Родная литература», «Литературное чтение на родном языке» осуществляется по заявлениям родителей при приеме (переводе) на обучение п имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. 3.4. В рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ школа осуществляет преподавание и изучение иностранных языков (английского). 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1 .Русский язык как государственный язык Российской Федерации изучается во всех с 1 по 11 классах в ОУ в соответствии с Законом Российской Федерации № 1807-1 от 25.10.1991 г. «О языках народов Российской Федерации» (редакция от 12.03.2014 г.) и с Федеральным законом № 273- ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». 4.2.Изучение русского языка как государственного языка в ОУ регламентируется Федеральными государственными образовательными стандартами. На изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации отводится количество часов, соответствующее Федеральному примерному учебному плану. 4.3.Не допускается сокращение количества часов на изучение русского языка. 4.4.Обучение русскому языку как государственному языку Российской Федерации должно быть обеспечено методическими, кадровыми, материальными и финансовыми условиями. 4.5.К использованию в образовательной деятельности допускаются учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. 4.6.Изучение родного языка в гимназии регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами. Родной язык изучается в объеме часов, предусмотренных на изучение предметных областей «Родной язык и литературное чтение», «Родной язык и родная литература» примерных учебных планов начального общего иосновного общего образования. 4.7.Рабочие программы учебных предметов при реализации обязательных предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования и уровень среднего общего образования) разрабатываются в соответствии с ФГОС и утверждаются школой самостоятельно в рамках ООП. Содержание программ отдельных учебных предметов общего образования определяется требованиями к предметным результатам, изложенным в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования. 4.8.Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по указанным предметам осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации. 4.9.При использовании государственного языка Российской Федерации - русского языка не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. 5. ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 5.1.Обучение иностранным языкам в образовательной организации проводится на базовом уровне в рамках имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня. Преподавание иностранных языков, не вошедших в учебные планы, может осуществляться в качестве дополнительного образования. 5.2.Изучение иностранных языков направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, в том числе: • формирование иноязычной коммуникативной компетенции — освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в иностранном языке; • формирование социокультурной/межкультурной компетенции — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка; • формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения; • развитие учебно-познавательной компетенции — ознакомление с доступными обучающимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; • развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка; • формирование у обучающихся потребности изучения иностранных языков и овладение ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения всовременном мире; • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; • воспитание качеств гражданина, патриота; • развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантному отношению к проявлениям иной культуры; • лучшему осознанию своей собственной культуры; • развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка. 5.3Обучение иностранным языкам на всех уровнях образования осуществляется с учетом фактора преемственности обучения. 5.4.Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося имеют право выбора обязательного второго иностранного языка с учетом наличия в образовательной организации условий возможностей, практического уровня подготовки ребенка и фактора преемственности обучения. 5.5.В соответствии с реализуемой образовательной программой и учебным планом, обучающиеся изучают иностранный язык со 2 класса. 5.6.Преподавание и изучение иностранного языка не осуществляется в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации — русскому языку. 5.7.В соответствии с учебным планом гимназия предоставляет возможность изучения второго иностранного языка с 5-ого класса. 6.ПОРЯДОК ВЫБОРА РОДНОГО ЯЗЫКА 6.1.Право на изучение родного языка в образовательной организации реализуется в пределах возможностей (методических, кадровых, материальных и финансовых), предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. 6.2.Для определения языка изучения на уровень обучения в апреле - мае проводятся классные родительские собрания, о повестке которых родители (законные представители) уведомляются заранее. 6.3.Родители (законные представители) обучающихся в ходе классных родительских собраний информируются о праве выбора языка изучения с занесением данного вопроса в протокол родительского собрания. 6.4.Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений (образец заявления – приложение № 1) производится в удобное им время. 6.5.Протоколы родительских собраний и заявления родителей (законных представителей) передаются на рассмотрение Управляющего совета и, который до начала нового учебного года рассматривает поступившие материалы и определяет перечень языков народов Российской Федерации, обучение которым необходимо обучающимся в новом учебном году. Решение Управляющего совета передается на рассмотрение Педагогического совета. 6.6.Заявления родителей (законных представителей) о выборе родного языка обучения хранятся в личных делах обучающихся. Сбор заявлений и подготовка протоколов родительских собраний осуществляется классными руководителями. 6.7.Педагогический совет до начала нового учебного года принимает решение о внесении изменений в основные образовательные программы начального, основного и среднего образования, реализуемых образовательной организацией с целью обеспечения преподавания предметов образовательных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (ООП начального общего образования), «Родной язык и родная литература» (ООП основного общего и среднего образования) согласно заявлениям родителей, протоколам родительских собраний и Управляющего совета. 6.8.При поступлении ребенка в школу родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся или лица, их заменяющие в заявлении указывают желаемое для них изучение родного языка. 7. ЯЗЫК (ЯЗЫКИ) ВОСПИТАНИЯ 7.1. Внеурочная деятельность, реализация дополнительного воспитательная работа осуществляется на русском языке. образования и 8.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 8.1.Заявления родителей, протоколы родительских собраний хранятся в образовательной организации не менее 5 лет. 8.2.В исключительных случаях допускается изменение выбора родителями (законными представителями) языка изучения после подведения итогов родительских собраний. В данном случае родители (законные представители) обучающихся обращаются к директору с письменным заявлением. Решение об удовлетворении заявления принимается директором в соответствии с имеющимися в образовательной организации ресурсами и возможностями. В случае невозможности на момент поступления обращения удовлетворить просьбу, изложенную в заявлении, образовательная организация уведомляет об этом заявителя и принимает меры по достижению возможности преподавания родного языка, обучение которому требуется обучающемуся, чьи родители (законные представители) обратились с заявлением. 8.3.Срок действия данного Порядка не ограничен. 8.4. При изменении нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность муниципальных органов образования и образовательных организаций, в Положение вносятся изменения в соответствии с законодательством.