1 СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» (протокол от «31» 08 2022г. №15) УТВЕРЖДЕНО приказ МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» от «31» 08 2022 г. № 421 ПОЛОЖЕНИЕ об основных образовательных программах общего образования и адаптированных основных образовательных программах в МБОУ « Сакская СШ № 3 им. кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И. Морозова» 2 I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об основных образовательных программах общего образования и адаптированных основных образовательных программах, реализуемых в МБОУ «Сакская СШ № 3 им. кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» (далее – Положение) разработано в соответствии со следующими нормативными документами: − Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); − Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; − Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) начального общего образования (НОО), основного общего образования (ООО) и среднего общего образования(СОО) с изменениями и дополнениями; − Федеральными государственными образовательными стандартами образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598; − Приказом Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся», а также Уставом МБОУ «Сакская СШ № 3 им. кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» (далее – ОУ) и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Настоящее Положение регламентирует порядок разработки в соответствии ФГОС, утверждения, изменения и оценки, а также основные требования к оформлению основных образовательных программ общего образования (НОО, ООО и СОО) и адаптированных основных образовательных программ, реализуемых в общеобразовательной организации. • • • • 1.3. Понятия, используемые в настоящем Положении: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Общее образование в образовательной организации реализуется по уровням: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации; адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при 3 • • • • • необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы; рабочая программа — это программа, разработанная на основе примерных или авторских программ, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося, определенными ФГОС по конкретному предмету (курсу) учебного плана образовательной организации. Разработка рабочей программы относится к компетенции образовательной организации и осуществляется педагогом или рабочей группой педагогов для определенных классов (групп) и учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах, группах) ОУ; участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность; обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные центральной психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания школы,а также иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ; • учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся. 1.4. Основные образовательные программы (далее – ООП), реализуемые в общеобразовательной организации, разрабатываются отдельно по каждому уровню образования: основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО); основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО); основная образовательная программа среднего общего образования (ООП СОО). 1.5. Для обучающихся с ОВЗ разрабатываются адаптированные основные образовательные программы (далее - АООП). 1.6. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. 1.7. Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их 4 промежуточной аттестации. 1.8. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией с учетом включенных в примерные общеобразовательные программы примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы. 1.9. Положение доводится до сведения педагогических работников, обучающихся образовательной организации и их родителей (законных представителей) путем размещения его редакции на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет. II. Порядок разработки и утверждения ООП / АООП 2.1. ОУ самостоятельно разрабатывает ООП/АООП с учетом еѐ особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей), социума. 2.2. ООП/АООП разрабатывается отдельно для каждого уровня общего образования с учетом специфики организации образовательной деятельности и возрастных особенностей обучающихся определенного школьного возраста. 2.3. Сроки разработки ООП/АООП общеобразовательной организацией устанавливаются самостоятельно. 2.4. ООП для начального общего, основного общего и среднего общего образования (НОО, ООО, СОО) разрабатываются на основе ФГОС соответствующего уровня образования, примерных основных образовательных программ и настоящего Положения. 2.5. АООП разрабатываются по каждому виду ОВЗ для каждого уровня образования на основе ФГОС соответствующего уровня образования, в том числе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью, примерных АООП и настоящего Положения. 2.6. Разработанные ООП/АООП должны обеспечивать достижение обучающимися результатов их освоения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС. 2.7. Нормативный срок освоения образовательных программ составляет: ООП НОО — четыре года; ООП ООО — пять лет; ООП СОО — два года. Нормативный срок освоения АООП для детей с ограниченными возможностями может быть увеличен с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями Центральной психолого-медикопедагогической комиссии (ЦПМПК). 2.8. Для всех форм получения образования (очной, очно-заочной, заочной) разрабатывается общая ООП/АООП. 2.9. Ответственным за разработку и формирование ООП/ АООП является заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Для разработки ООП/АООП привлекаются: − Административные работники (заместители директора по учебно-воспитательной работе и в случае необходимости иные педагогические работники, в чьи должностные обязанности входит административная работа, связанная с организацией деятельности по реализации ООП на всех уровнях образования). В зону ответственности административных работников входит разработка учебного плана, плана внеурочной деятельности, а также всех разделов ООП/АООП, предусмотренных ФГОС. − Педагогические работники (учителя, воспитатели, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, педагог-организатор и иные педагогические работники, участие которых целесообразно). В зону ответственности педагогических работников входит разработка рабочих программ учебных предметов, рабочих образовательных программ внеурочной деятельности, программы коррекционной работы и иных отдельных разделов ООП/АООП. 2.10. Период действия ООП / АООП соответствует нормативному сроку освоения образовательных программ, при этом отдельные разделы могут корректироваться по мере необходимости, а такие разделы как «Учебный план», «Программно-методическое обеспечение», «Календарный учебный график» могут обновляться ежегодно (при включении в образовательный 5 процесс новых программ и УМК, выбранного профиля обучения и т.п.). 2.11. При разработке ООП / АООП рекомендуется соблюдать следующий порядок: − разработка учебного плана (учебных планов), плана (планов) внеурочной деятельности ООП/АООП и календарного учебного графика; − разработка проектов рабочих программ учебных дисциплин и образовательных программ внеурочной деятельности; − обсуждение проектов рабочих программ учебных дисциплин и внеурочной деятельности на Методическом совете, их доработка и согласование руководителями предметных методических объединений и заместителем директора по учебно-воспитательной работе; − подготовка аннотаций рабочих программ учебных дисциплин и внеурочной деятельности для размещения на сайте ОУ; − подготовка проектов программ коррекционной работы, программы воспитания и иных компонентов, предусмотренных ФГОС; − обсуждение проектов программ коррекционной работы, программы воспитания и иных компонентов на Методическом совете, их доработка и согласование заместителем директора по учебно-воспитательной работе; − подготовка проекта ООП/АООП в соответствии с требованиями ФГОС к структуре ООП (пояснительная записка, целевой раздел, организационный); − обсуждение проекта ООП/АООП на Методическом совете, доработка; − обсуждение и согласование ООП/АООП на Педагогическом совете — коллегиальном органе управления ОУ; − утверждение ООП/АООП директором ОУ; − размещение ООП/АООП на сайте ОУ. 2.12. Порядок разработки рабочих программ и программ внеурочной деятельности, являющихся частью ООП/ АООП, регламентируется локальными актами ОУ, в том числе Положением о рабочих программах педагога МБОУ «Сакская СШ № 3 им. кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» 2.13. Рабочая программа учебного предмета разрабатывается учителем по определенному учебному предмету на основе утвержденного учебного плана ООП/АООП и требований ФГОС. Рабочие программы должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП/АООП. 2.14. Рабочая программа внеурочной деятельности разрабатывается педагогом на основе утвержденного плана внеурочной деятельности и требований к результатам освоения ООП/АООП с учетом требований ФГОС. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП/АООП. 2.15. Утверждается ООП/АООП директором ОУ после рассмотрения (обсуждения) данной образовательной программы и ее согласования на заседании Педагогического совета до начала нового учебного года. 2.16. Педагогические работники несут ответственность за реализацию не в полном объеме ООП/АООП в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. III. Структура ООП / АООП 3.1. ООП/АООП содержат обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, устанавливается в соответствии с требованиями ФГОС по каждому уровню образования. 3.2. ООП/АООП каждого уровня образования должны содержать следующие разделы: − целевой; − содержательный; − организационный. 3.3. Содержание и структура ООП начального общего образования 6 3.3.1. Содержание ООП НОО 3.3.1.1. В соответствии с требованиями ФГОС НОО ООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена: − на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, − создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 3.3.1.2. ООП НОО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. При этом от общего объема основной образовательной программы начального общего образования: обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования — составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных отношений, — 20%. 3.3.1.3. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется через организацию урочной и внеурочной образовательной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами. 3.3.2. Структура ООП НОО 3.3.2.1. Целевой раздел ООП НОО определяет: общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов, и включает: − пояснительную записку; − планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО; − систему оценки достижения планируемых результатов освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования. 3.3.2.2. Содержательный раздел ООП НОО определяет: общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: − программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования; − программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; − рабочую программу воспитания; − программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; − программу коррекционной работы. 3.3.2.3. Организационный раздел ООП НОО определяет: общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы и включает: − учебный план начального общего образования; − план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы; − систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. 3.4. Содержание и структура ООП основного общего образования 3.4.1. Содержание ООП ООО 3.4.1.1. ООП ООО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 30% от общего объѐма основной образовательной программы основного общего образования. 3.4.1.2. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП ООО предусматриваются: − учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе 7 этнокультурные; − внеурочная деятельность. 3.4.1.3. Разработанная ООП ООО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями, установленными ФГОС данного уровня образования. 3.4.2. Структура ООП ООО 3.4.2.1. Целевой раздел ООП ООО должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: − пояснительную записку. Пояснительная записка должна содержать: цель и задачи реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; принципы и подходы к формированию ООП ООО. − планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО. Структура и содержание планируемых результатов освоения ООП ООО должны адекватно отражать требования ФГОС ООО, передавать специфику организации образовательной деятельности в общеобразовательной организации, соответствовать возрастным возможностям обучающихся. − систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО. Система оценки достижения планируемых результатов ООП ООО должна включать описание организации и содержания государственной итоговой аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся. 3.4.2.2. Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: − программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на уровне основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; − программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; − рабочую программу воспитания; − программу коррекционной работы. 3.4.2.3. Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: − учебный план основного общего образования, календарный учебный график, план внеурочной деятельности и календарный план воспитательной работы; Учебный план основного общего образования, как один из основных механизмов реализации ООП ООО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). ООП ООО может включать как один, так и несколько учебных планов. Учебные планы обеспечивают возможность обучения на государственном языке Российской Федерации и возможность изучения языков (не русских) субъектов Российской Федерации и устанавливают количество учебных часов, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. В учебный план входят обязательные предметные области и учебные предметы в соответствии с требованиями ФГОС. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарѐнных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. − систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Система условий должна содержать: описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материальнотехнических, информационнометодических; обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствие с приоритетами ООП ООО; механизмы достижения целевых ориентиров 8 в системе условий; сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий; контроль состояния системы условий. 3.5. Содержание и структура ООП среднего общего образования 3.5.1. Содержание ООП СОО 3.5.1.1. ООП СОО разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования. ООП СОО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть основной образовательной программы среднего общего образования составляет 60% от общего объема образовательной программы среднего общего образования, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, — 40%. 3.5.1.2. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП СОО предусматриваются: − учебные предметы курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; − внеурочная деятельность. 3.5.2. Структура ООП СОО 3.5.2.1. Целевой раздел ООП СОО должен определять общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты реализации основной образовательной программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов и включать: − пояснительную записку; − планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО; − систему оценки результатов освоения ООП СОО. 3.5.2.2. Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: − программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебноисследовательской и проектной деятельности; − программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; − − рабочую программу воспитания; программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. 3.5.2.3. Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Организационный раздел должен включать: − учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации ООП СОО; − план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы; − систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО. 3.6. Содержание и структура АООП начального общего образования 3.6.1. Содержание АООП НОО 3.6.1.1. В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ: − формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); − охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; − формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными 9 ценностями; формирование основ учебной деятельности; − создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; − обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; − формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся. 3.6.1.2. АООП НОО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%. 3.6.1.3. АООП НОО реализуется через организацию урочной и внеурочной образовательной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. 3.6.2. Структура АООП НОО 3.6.2.1. Целевой раздел АООП НОО определяет: общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов, и включает: − пояснительную записку; − планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; − систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. 3.6.2.2. Содержательный раздел АООП НОО определяет: общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов): − программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО - базовых учебных действий) при получении начального общего образования; − программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности; − программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО - нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ); − программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; − программу коррекционной работы, программу внеурочной деятельности; программу внеурочной деятельности. 3.6.2.3. Организационный раздел ООП НОО определяет: общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО и включает: − учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности; − систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. IV. Механизм реализации ООП / АООП 4.1. ОУ создает условия для реализации в полном объеме ООП/АООП, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. 4.2. В ОУ могут быть созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. 10 4.3. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным общеобразовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется общеобразовательной организацией. 4.4. При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий) возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей). 4.5. При наличии потребности в изучении нескольких родных языков из числа языков народов Российской Федерации допускается деление класса на две и более группы. 4.6. ООП/АООП реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. 4.7. ООП/АООП могут реализовываться ОУ, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. Сетевая форма обеспечивает возможность освоения ООП/АООП с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренной соответствующей образовательной программой. 4.8. Организация проведения практики, предусмотренной ООП (при наличии), осуществляется образовательной организацией на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. 4.9. При реализации ООП/АООП используются различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. 4.10. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны. 11 4.11. При реализации ООП/АООП может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий. 4.12. Учебный год в школе начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься школой при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца. 4.13. В процессе освоения общеобразовательных программ обучающимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются общеобразовательной организацией самостоятельно. 4.14. Количество обучающихся в классе (группе) определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами. 4.15. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются локальными нормативными актами ОУ. 4.16. Для реализации ООП/АООП педагогическими работниками самостоятельно разрабатываются рабочие программы, календарно-тематическое планирование, осуществляется выбор учебно-методической литературы (учебно-методических комплектов (УМК)) из Федерального перечня, рекомендованного Министерством просвещения Российской Федерации с учетом мнения Методического и Педагогического советов, с соблюдением преемственности в рамках каждого уровня образования. 4.17. Порядок согласования рабочих программ и календарно-тематического планирования осуществляется в соответствии с Положением о рабочих программах и календарно-тематическом планировании учебных предметов и курсов, реализуемых в ОУ. Выбор учебников и УМК фиксируется в протоколах заседаний предметных методических объединений. Ответственными за организацию работы по разработке рабочих программ и подбор учебников (УМК) являются руководители предметных методических объединений. 4.18. Перечень учебников и учебных пособий, необходимых для реализации ООП/АООП согласовывается Управляющим советом ОУ до начала нового учебного года. 4.19. При реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) общеобразовательной программы объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 часа, в 4-5 классах - 2 часа, в 6-8 классах - 2,5 часа, в 9-11 классах - до 3,5 часа. В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. 4.20. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией, которая является обязательной. 4.21. Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования или самообразования, либо обучавщиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в школе по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно. При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе. 4.22. Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. 4.23. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 12 4.24. Обучающиеся в ОУ по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. 4.25. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается в установленном законодательством об образовании порядке аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня. 4.26. Лицам, не прошедшим государственной итоговой аттестации или получившим на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы основного общего и среднего общего образования и (или) отчисленным из школы, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому ОУ. 4.27. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. 4.28. Обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования и получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) могут быть оставлены на повторное обучение или получить основное общее образование в форме семейного образования с последующим прохождением государственной итоговой аттестации в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации. 4.29. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 4.30. Исходя из категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. 4.31. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ создаются: необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения; условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ. 4.32. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательную организацию, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях. 4.33. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 13 V. Оценка качества ООП / АООП 5.1. Оценка качества ООП/АООП на предмет соответствия нормативно-правовым документам, регламентирующим образовательную деятельность по программам общего образования, ФГОС проводится не реже одного раза в год перед началом учебного года заместителем директора по учебно-воспитательной работе. 5.2. Оценка эффективности деятельности школы по реализации ООП/АООП осуществляется через проведение экспертизы достижения планируемых результатов освоения ООП обучающимися, на основе внутренних и внешних (независимых) оценок достижения планируемых результатов освоения ООП/ АООП, в том числе анализа результатов государственной итоговой аттестации обучающихся по программам основного, среднего общего образования. 5.3. Результаты и эффективность реализации ООП/ АООП обсуждаются на заседаниях методических объединений, Методических и Педагогических советов, отражаются в самоанализе деятельности школы и публичном докладе директора, которые размещаются на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет. VI. Управление ООП / АООП 6.1. Педагогический совет: разрабатывает и принимает основные образовательные программы школы; обсуждает и проводит выбор учебных планов программ, учебников, форм, методов образовательной деятельности и способов их реализации. 6.2. Директор ОУ: − утверждает основные образовательные программы; − утверждает индивидуальный учебный план школы на текущий учебный год; − утверждает рабочие программы учебных предметов (модулей) и курсов; − утверждает программы внеурочной деятельности; − обеспечивает стратегическое управление реализацией основных образовательных программ; − обеспечивает планирование, контроль и анализ деятельности по достижению положительных результатов, определенных основными образовательными программами; − создает необходимые организационно-педагогические и материально-технические условия для выполнения основных образовательных программ. 6.3. Заместители директора: − обеспечивают разработку основных образовательных программ в соответствии с Положением; − организуют на основе образовательных программ образовательную деятельность на всех уровнях образования; − осуществляют внутришкольный контроль и анализ выполнения учебных планов; − обеспечивают итоговый анализ и корректировку основных образовательных программ; − осуществляют организацию занятий по программам дополнительного образования; − обеспечивают контроль и анализ реализации программ дополнительного образования; − обеспечивают разработку программ внеурочной деятельности и дополнительного образования; − осуществляют организацию занятий по программам внеурочной деятельности и дополнительного образования; − обеспечивают проектирование системы воспитательной работы в школе; − осуществляют организацию воспитательной деятельности; − обеспечивают контроль и анализ воспитательной работы. 6.4. Методический совет координирует работу методических объединений по обеспечению основных образовательных программ учебно-методическим комплексом. − − 14 6.5. Методические объединения учителей способствуют совершенствованию методического обеспечения основных образовательных программ, осуществляют работу: − проводят проблемный анализ результатов образовательной деятельности; − вносят предложения по изменению содержания и структуры учебных предметов и учебнометодического обеспечения; − проводят первоначальную экспертизу существенных изменений, вносимых педагогическими работниками в учебные программы; − рекомендуют к использованию рабочие программы учебных предметов, курсов; − разрабатывают методические рекомендации для обучающихся и родителей (законных представителей) по эффективному усвоению учебных программ. VII. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение об основных образовательных программах (ООП) общего образования, реализуемых в МБОУ «Сакская СШ № 3 им. кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова», является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора ОУ. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего Положения. 7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 15