СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» Протокол № 3 от «16»04. 2020 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» __________Манжос В.М. Приказ от «16»04 2020г. № 166/1 ПОЛОЖЕНИЕ о Портфолио (Портфеле достижений) обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Сакская средняя школа № 3 имени кавалера Ордена Славы 3-х степеней Ивана Ивановича Морозова» города Саки Республики Крым 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающихся МБОУ « Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова » (далее - Школа), разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», приказами Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего, среднего общего образования, Уставом Школы. 1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период обучения. 1.3.Портфолио позволяет учитывать результаты обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной. 1.4. Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга обучающихся. 1.5. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы Школы, а также для представления личности обучающегося при переходе на следующую ступень обучения. 2. Цели и задачи составления портфолио 2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, продемонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. 2.2. Основные задачи составления портфолио обучающего: - поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся; - поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; - развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся; - формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; - учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающегося по ступеням обучения; - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации; - укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со Школой; - активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. 2.3. Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса: Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени. Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом. Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов. Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ. Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу. Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений. 3. Структура и содержание портфолио обучающегося С целью сохранения индивидуальности портфолио каждого обучающегося как средства самовыражения рекомендуется не ставить ребенка в строгие рамки. Портфолио индивидуальных достижений обучающегося может включать в себя следующие разделы: - титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото обучающегося (по желанию родителей и обучающегося); - «Мой портрет» (личные сведения об обучающемся); - «Портфолио работ»; - «Портфолио достижений, документов»; - «Портфолио отзывов»; - «Разные разности» (заполняется ребенком при его желании и по его усмотрению). Структура портфолио обучающегося прилагается (Приложение 1). 3.1. Раздел «Мой портрет» может включать в себя: - личные данные обучающегося; - данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребёнка, занесённые им в портфолио самостоятельно на добровольной основе; - информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания: результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам анкетирования и тестирования; -описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений; -результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению; -другие сведения, раскрывающие способности обучающегося. 3.2. «Портфолио работ» - включает в себя выборку детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения. 3.2.1. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. 3.2.2. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Этот раздел включает в себя: выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие динамику формирования универсальных учебных действий и динамику развития компетентностей обучающегося. исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.); проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте); техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание, фотографии); работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках); другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах); занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты); участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый результат); участие в конференциях, учебных семинарах, лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося); участие в спортивных мероприятиях (указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда); иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся. 3.3. Раздел «Мои достижения» или «Портфолио документов» - входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения обучающихся. Этот раздел может включать в себя отражение результатов участия: в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, как нетелекоммуникационных, так и дистанционных, проектах различного уровня - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.; мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования, культурно-образовательными фондами и др; образовательные тестирования и курсы по предметам; конкурсах и мероприятиях, организованными муниципальными и региональными органами управления; спортивных соревнованиях; и других. 3.3.1. Совокупность этих материалов должна давать достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в Школе. 3.3.2. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального, основного, среднего общего образования, закреплённых в федеральных государственных образовательных стандартах. 3.3.3. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть представлена только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося. 3.4. «Портфолио отзывов» может включать в себя: - систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя-предметники, классные руководители и другие непосредственные участники образовательного процесса; - характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.); - анализ самим обучающимся своей деятельности. 3.5. Раздел «Разные разности» или «Всякая всячина» заполняется самим обучающимся и по его усмотрению (фотоматериалы, презентации и т.д.) 4. Порядок формирования портфолио 4.1. Портфолио обучающегося является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы и играет важную роль при переходе ребенка на следующую ступень обучения для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. 4.2. Период составления портфолио – с 1 по 9,11 классы (1-4 классы начальная школа, 5-9 классы основная школа, 10-11 классы – средняя школа). Портфолио оформляется в папкенакопителе с файлами на бумажных носителях, также может сохраняться и в электронном виде. 4.3. В формировании портфолио обучающегося участвуют обучающиеся, родители обучающихся (законные представители), классный руководитель, педагог-психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, администрация Школы. 4.4. Портфолио хранится у обучающегося, при наличии определенных условий может храниться в классном помещении Школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка. 4.5. В формировании портфолио участвуют: обучающиеся, классные руководители, учителя предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители (законные представители). 5. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося При формировании портфолио функциональные обязанности межу участниками образовательного процесса распределяются следующим образом: 5.1. Классный руководитель несет ответственность за организацию формирования портфолио, систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации Школы с его содержанием; оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся и родителей необходимыми формами, бланками, рекомендациями; оформляет итоговые документы, табель успеваемости. 5.2. Все педагогические работники (в том числе и педагоги дополнительного образования), участвующие в образовательном процессе ребёнка обязаны принимать участие в пополнении портфолио обучающегося. 5.3. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. 5.4. Родители обучающегося участвуют в оформлении и пополнении портфолио ребёнка; 5.5. Заместитель директора по УВР осуществляют общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы Школы. осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном учреждении. 6. Презентация портфолио обучающихся школы 6.1. Обучающийся может представлять содержание своего портфолио на классном собрании, на родительском собрании, выставке, конкурсах. 6.2. Презентация портфолио обучающихся может проходить в форме выставок портфолио. 6.3. На презентацию обучающийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию портфолио. 7. Подведение итогов работы 7.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы Школы, для подготовки карты представления ученика при переходе на следующую ступень обучения. 7.2. Оценка как отдельных составляющих портфолио, так и портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов. 7.3. Портфолио сопровождается документами: - состав портфолио; - критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. 7.4. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем. Критерии оценки отдельных составляющих портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы классным руководителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента обучающихся. 7.5. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале; «высокий», «средний», «низкий» - при оценке уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся (метапредметные). «хорошо», «отлично» - с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. 7.6. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о: - сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения обучения на следующей ступени образования; - сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; - индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции. 7.7. По результатам оценки портфолио обучающихся может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе и в Школе. Победители поощряются. 7.8. Система оценивания достижений обучающихся по материалам портфолио прилагается. (Приложение 2). Оценка проводится классным руководителем 1 раз в полугодие, суммируется по каждому виду деятельности и вносится в итоговый документ «Сводную ведомость» на каждого обучающегося (Приложение 3). В конце учебного года классный руководитель вносит результаты оценки портфолио обучающихся в «Сводную итоговую ведомость класса» (Приложение 4). Сводные ведомости утверждаются директором, заверяется печатью Школы и сдаются заместителям директора с целью осуществления внутреннего мониторинга качества образования. Приложение 1 Разделы портфолио обучающегося 1. Страницы раздела «Мой портрет» 1.1.Мой портрет (знакомьтесь: это - я) Напиши о себе (как умеешь): Меня зовут___________________ Я родился ____________________ (число/месяц/год) Я живу в ______________________ Мой адрес________________________ 1.2.Моя семья Нарисуй портрет своей семьи Родословное дерево 1.3. Чем я люблю заниматься 1.4. Я ученик Выкладывается лист диагностики, проведенной учителем на первых уроках в школе Я могу делать… Я хочу научиться в этом году… Я научусь в этом году… Составляется вместе с учителем на уроке Предмет Чему научусь Рисунок или пример Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Я читаю… Мой распорядок дня Время Утро День Вечер Дела Рисунок 2. Раздел «Портфолио работ» Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы. 3. Раздел «Портфолио отзывов» Раздел включает: - оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п. за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов и другие непосредственные участники образовательного процесса; - характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.); - анализ самим школьником своей деятельности. Школьник может представить следующие материалы: Задание, которое мне больше всего понравилось Моя лучшая работа Я прочитал ……. книг. Что я теперь знаю, чего не знал раньше? Что я теперь умею, чего не умел раньше? Мои цели и планы на следующий учебный год: Чему я еще хочу научиться? Какие книги хочу прочитать? Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях 4. Раздел « Портфолио достижений, документов» В «Портфолио достижений, документов» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.). 5. В раздел «Всякая всячина» могут входить материалы по усмотрению обучающегося. Критерии оценки портфолио обучающихся Приложение 2 1. Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности Показатель 1.Итоговые отметки по предметам учебного плана 2.Контрольные, диагностические, мониторинговые работы 3.Участие в интеллектуальнопознавательных конкурсах, проектн ой деятельности. Индикатор Балл Средний балл отметок на период оценивания (за учебный год или по четвертям), умноженный на 10 Победитель призер участник Средний балл итоговых отметок за контрольные, диагностические, мониторинговые работы, умноженный на 10 Школа Город Область Всероссийск. Международ 5 баллов 6 баллов 7 баллов 8 баллов 9 баллов 15 10 5 20 15 10 25 20 10 30 25 20 40 4.Сетификаты Участие 5 баллов + соответствующее кол-во баллов за призовое место участника «Русский по уровням медвежонок», Школьный Региональный Всероссийский Международный «Кенгуру», «КИТ», «ЧИП», «СНЕЙЛ» и 1 м +5 баллов 1 м +10 баллов 1 м +15 баллов 1 м +20 баллов 2 м +3 балла 2 м +7 баллов 2 м +11 баллов 2 м +15 баллов другие 3м +1 балл 3м + 4балла 3м +7 баллов 3м +10 баллов дистанционные конкурсы 2. Достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности Показатель Индикатор 1.Общественная деятельность 1.1.Сведения об участии в самоуправлении класса Уровень активности и качество выполнения поручений Высокая активность Средняя активность с Низкая учащегося с учетом качества активность с учетом качества вы выполнения поручений учетом качества полнения поручений (согласно отзыву выполнения поручений (согласно отзыву педагога) (согласно отзыву педагога) педагога) Балл 1.2.Сведения об участии в делах класса и школы (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.) 2.1.Участие в спортивных соревнованиях победитель призер участник 2.2. Занятия в спортивных секциях, клубах 5 баллов 3 балла 1 балл 2. Спортивные достижения Уровень школы Уровень города 20 15 10 15 10 5 Уровень области 25 20 10 По 5 баллов 3. Творческие достижения 2.1. Сведения об участии в творческих конкурсах победитель призер участник 2.2. Занятия в студиях, кружках и пр. Уровень школы Уровень города 20 15 10 15 10 5 Уровень области 25 20 10 По 5 баллов 3. Отзывы об учебной и внеурочной деятельности. Показатели Индикаторы Высокий Хороший Средний уровень уровень оценки уровень оценки оценки 8 6 4 Отзывы о деятельности ребенка по разным направлениям Рецензии на работы учащихся 5 Вырезки из СМИ о 5 деятельности учащегося или его творчестве 4 4 3 Низкий уровень оценки 2 2 Похвальный лист по окончании года 5 баллов Грамота или благодарственное 5 баллов письмо по окончании года (за активное участие в жизни класса ) 5 баллов Благодарственное письмо администрации Школы за особые успехи в какой-либо деятельности 5 баллов Благодарственное письмо социальных партнеров за особые успехи в какой-либо деятельности 4. «Творческая мастерская» Показатели Представленные работы (или фото c изображением работ) Фото, отражающие участие ребенка в различных видах спортивной, творческой, социальной деятельности Индикаторы Разнообразие представленных работ, отражающих различные направления деятельности учащегося (оценивается в целом) 0-10 баллов 0-6 баллов Уровень мастерства, качества выполненных работ (Оценивается в целом) 5-10 баллов Приложение 3 Сводная итоговая ведомость по результатам оценки портфолио обучающегося _____________________________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) _____________________________________________________________________________________ (полное название образовательного учреждения) Класс________________________________________________________________________________ Кол-во баллов по полугодиям № Показатели 1 полугодие 1 Учебная деятельность 2 Достижения в олимпиадах, конкурсах 3 Спортивные достижения 4 Творческие достижения 5 Дополнительное образование 6. Участие в мероприятиях и практиках 7 Участие в общественной жизни 2 полугодие Итоговый балл ИТОГО: Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных документов, представленных в портфолио. Дата ____________ М.п. Классный руководитель __________________ Директор школы __________________ Приложение 4 Сводная итоговая ведомость по результатам оценки портфолио обучающихся _______класса МБОУ « Сакская СШ № 3 им.кавалера Ордена Славы 3-х степеней И.И.Морозова» за ______________ учебный год Участие в общественной жизни Участие в мероприятиях и практиках Дополнительно е образование Творческие достижения Достижения в олимпиадах, конкурсах Спортивные достижения Количество баллов по критериям Учебная деятельность № Фамилия и имя п/п обучающихся ИТОГО 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных документов, представленных в портфолио. Дата ____________ М.п. Классный руководитель __________________ Директор школы __________________ Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)